Отчёт об отдыхе на Камчатке

Рубрика: Отчёты

Тысячу лет здравствуйте!

С 24 июля по 4 августа нам довелось побывать в одном из прекраснейших мест земного шара – на полуострове Камчатка.

До места мы летели девять часов самолётом. Сам перелёт оказался довольно тяжёлым – из-за продолжительности маршрута. Никаких видимых происшествий во время пути не было – и слава Богу!

Когда мы покинули здание аэропорта Петропавловска-Камчатского, нас встретили остальные члены нашей группы, прибывшие днём ранее. Итого наша группа состояла из двенадцати человек: десять туристов и двое сопровождающих – экскурсовод и водитель.

Загрузив чемоданы в прицеп микроавтобуса, мы поехали осматривать первую достопримечательность – Малкинский источник минеральных вод, находящийся, как нетрудно догадаться, близ посёлка Малкино. В народе источник именуется «Лужами». На самом деле это несколько водоёмов под открытым небом, которые действительно похожи на своё просторечное название. После долгого перелёта было так здорово расслабиться, полежав в горячем источнике!

Здесь нужно сказать вот о чём. Территория всей Камчатки буквально испещрена минеральными источниками, подобными Малкинскому. Температура воды в них доходит до 70о C. Термальную воду можно также употреблять в пищу.

Уже под вечер мы приехали на базу отдыха «Горячий ключ», где расположились на ближайшее время. Хозяйка сего гостеприимного местечка организовала для нас ужин из морепродуктов, которыми богаты моря и океан, омывающие Камчатку. Быстро поужинав, мы разобрали вещи и легли спать.

На следующий день нас ожидало новое приключение – сплав по реке Быстрая.

Всю нашу компанию (10 человек) распределили по двум рафтам (рафт – это управляемая веслом надувная лодка с отверстиями в днище для оттока воды) плюс по одному гребцу, которые, будучи местными жителями, рассказали нам немало интересного о своём крае. Собственно, о самом процессе сплава рассказывать, пожалуй, не стану, дабы не затягивать повествование. Речка Быстрая не самая опасная, поэтому каких-то головокружительных порогов мы на ней не встретили – оно и понятно: зачем организаторам рисковать жизнями своих клиентов!

Расскажу лучше об одном происшествии, потрясшем меня до глубины души. Мы уже плыли примерно полчаса, я вдруг захотел пить, так как было довольно жарко. Надо сказать, что вся наша группа состояла из москвичей и жителей Подмосковья. Кому, как не нам, знать, что пить воду даже из-под крана нежелательно, её необходимо отфильтровать, прокипятить и лишь после этого употребить по назначению. Я уже не говорю о питье воды из открытых водоёмов. А тут в ответ на мои слова о возникшей жажде наш гребец достаёт из своей сумки черпак, половник без ручки, и протягивает мне со словами: «Зачерпывай за бортом и пей!». Оказывается, вода в большинстве камчатских водоёмов настолько чистая, что её можно пить! Я попробовал, мне понравилось. Какой-то необычный, немного сладковатый вкус, который не встретишь у московской воды. Стоит ли говорить, что до конца поездки по реке вся наша команда неоднократно прикладывалась к черпачку, утоляя жажду и просто смакуя вкусную водичку.

Секрет чистоты вод Камчатки кроется в том, что все горные реки на территории полуострова достаточно холодные, и даже летом они не прогреваются до комфортной для купания температуры. А потому на берегах камчатских рек и озёр мало купающихся людей, вследствие чего водоёмы не загрязняются отходами человеческой жизнедеятельности и остаются чистыми. К тому же холодная вода препятствует развитию микроорганизмов, также наносящих удар по чистоте рек.

По возвращении на базу её хозяйка Нина Михайловна приготовила для нас баню, в которую я не пошёл, предпочтя остаться в номере и поработать над стихотворением, начатым ещё на борту самолёта Москва – Петропавловск-Камчатский.

На другой день мы поехали на берег Охотского моря, после чего переехали на другую базу отдыха – «Фламинго».

Следующий день оказался очень насыщенным: нас ожидала вертолётная поездка в Долину гейзеров. Это уникальное место. Всего в мире четыре подобных места, но камчатская долина самая большая по площади, да и сами гейзеры более внушительные.

Что такое гейзер вообще? Это горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Появление гейзеров обусловлено вулканической активностью.

Прибыв в Долину гейзеров, мы оставили вертолёт на площадке, а сами пошли пешком. Наш проводник сразу предупредил нас, чтобы мы шли строго по деревянному настилу, потому что земля в некоторых местах может быть разогрета настолько, что можно запросто обжечься.

Лично мне – как потом стало ясно, не мне одному – показалось опасным то, что вдоль настила отсутствуют поручни, перила. Это ещё простительно на ровных участках, но перил нет даже на многочисленных лестницах – пролётах с различным количеством ступенек. Это может быть особо опасно, когда деревянный настил от дождя или снега становится скользким.

Ну а в целом Долина гейзеров запомнилась нам необычайно красивыми фонтанчиками, бьющими из-под земли, и невероятно красочными пейзажами самой долины. В тот же день мы слетали на кальдеру вулкана Узон (кальдера, согласно Википедии, – это обширная циркообразная котловина вулканического происхождения, часто с крутыми стенками и более-менее ровным дном) и на горячие источники. О кальдере могу сказать, что всё это необыкновенно красиво, диву даёшься, насколько изобретательна природа! А вот о горячих источниках скажу ещё отдельно. Их на Камчатке довольно много. Температура в некоторых из них доходит до 70oC. В такой воде люди не купаются, а вот в тех местах, где горячие источники смешиваются с холодными, на выходе получается вполне комфортная температура для недолгого погружения человека. Причём зачастую оба потока текут совсем рядом, их разделяет сантиметровая перегородка, однако ж удивительным образом они не перетекают один в другой. Многие члены нашей группы фотографировались в следующей позе: одна нога в холодной реке, другая – в горячем источнике. Непередаваемые ощущения! Experto Credo. Ну и конечно, все мы многократно принимали горячие ванны в природных источниках полуострова. Здорово расслабляет. После «процедуры» чувствуешь себя совсем другим человеком – отдохнувшим и посвежевшим.

Следующим пунктом нашего познавательного путешествия стала морская прогулка по Авачинской губе, по которой мы доплыли до выхода в Тихий океан. Наиболее запоминающимся событием того дня стала рыбалка с борта корабля. Ловили на спиннинг. Весь наш улов мы тут же пожарили и съели с превеликим удовольствием. Затем мы осмотрели гнездовья камчатских птиц, после чего, как всегда усталые, но довольные возвратились на свою базу отдыха.

На следующий день мы посетили этно-поселение – деревню Кайноран (Кайныран), где нас познакомили с бытом местных жителей – эвенкийских племён. Для нас провели концерт с зажигательными песнями и плясками, в которых могли поучаствовать все желающие. Мы познакомились с ездовыми собаками, нам рассказали об их поистине героических судьбах. Мы увидели двух медведей, которых жители деревни нашли в лесу ранеными и приютили у себя, поселив их в клетке. А потом мы ели уху и пили вкуснющий чай, настоянный на местных травах. Затем мы посетили Курильское озеро, после чего вернулись на базу, предвкушая грандиозное событие завтрашнего дня.

Ещё бы – следующий день был праздником, Днём военно-морского флота Российской федерации. Его мы встречали на параде в Петропавловске-Камчатском. Такая мощь, скажу Вам – до сих пор впечатления не остыли. Теперь я понимаю, почему америка и прочие западные страны так боятся русского оружия – действительно, мало не покажется… впрочем, Россия – СССР – Россия никогда не испытывала к другим странам такой агрессии, чтобы первыми развязать войну. Весь оборонно-промышленный комплекс России выполняет упреждающие функции, работая лишь на то, чтобы не дать потенциальному противнику выявить у нас слабые стороны и воспользоваться ими. То есть Россия всячески старается не допускать военных конфликтов, но в случае их возникновения в нашем отношении нам приходится обороняться. К тому же следует добавить, что потрясшее меня оснащение военно-морского флота – это, так сказать, лишь верхушка айсберга, видимая часть российского вооружения, доступная для обозрения широкой публике. Но то, какие закулисные секреты стоят на защите нашей Родины, даже страшно вообразить! Хотелось бы предостеречь американо-западные страны от попыток испытать мощь российского оружия. Ребят, не стоит, пожалейте… себя. Впрочем, это уже тема другой статьи.

Мы же в продолжение дня отправились на берег Тихого океана, где прогулялись по песчаному пляжу. Кстати, песок там также вулканического происхождения, поэтому он имеет необычный цвет – чёрный. Дойдя босиком до самой кромки прибоя, мы не остановились и продолжили путь. Несмотря на тёплое время года, вода в этой части Тихого океана была довольно холодная. Ноги не сводило, но купаться никто из нашей компании не отважился.

На другой день нас встречал Вилючинский вулкан. Мы поднялись к леднику. Для нас, жителей европейской части России, было весьма необычно увидеть снег посреди лета. Почти как в сказке «Двенадцать месяцев»… Впрочем, он там лежит круглый год. После этого мы дошли до верхнего Паратунского термального источника, где все желающие смогли окунуться в тёплые воды.

Каждый день мы видели потрясающей красоты пейзажи. На Камчатке есть леса и горы, сопки и равнины – мало того, большинство камчатских территорий не обжито людьми и предстают перед нами в первозданной красоте.

Но всё хорошее рано или поздно заканчивается. Подошло к концу и время нашего отдыха на сказочно красивом полуострове Камчатка. Не стану описывать, как мы добирались до Москвы – без приключений, и слава Богу!

В нашей памяти будут долго храниться подкреплённые фотографиями воспоминания о самом восточном полуострове необъятной России, о тебе, Камчатка!

Но прежде чем закончить эту статью и представить Вам, уважаемый читатель, свой стих про Камчатку и несколько фотографий, думаю, стоит вкратце упомянуть ещё несколько моментов. Они будут особенно интересны тем, кто тоже собирается «сбежать» с материка на полуостров.

Пункт первый. «В России две беды…». А камчатские дороги – это вообще нечто! В общей сложности на полуостров приходится 152 километра нормальной, асфальтированной дороги. Всё остальное – это направления, это, в лучшем случае, грунтовая просёлочная дорога, а в худшем – покрытая гравием трасса, поездка по которой, мягко говоря, не вызывает удовольствия по причине постоянной довольно ощутимой тряски. Есть ещё опасность – проколоть колёса автомобиля, что мы и сделали дважды о время поездки на Охотское море. И это нам ещё повезло – наш водитель Андрей сообщил, что некоторые прокалывают и три колеса. Большое счастье, если запаска в нужном количестве окажется под рукой.

Быстрый приход автодорог в негодность обусловлен погодным фактором и подвижностью грунта в зонах вулканической активности. Из федерального бюджета регулярно выделяются деньги на ремонт автодорог… Однако до самого ремонта деньги, видимо, не доходят. Потому что дороги плохие – вот и не доходят. Увы, многие жители России и в других регионах не понаслышке знают, что такое нецелевое расходование бюджетных средств.

Пункт второй. Цены – они на Камчатке высокие. Очень. В два-три раза выше московских. На мой взгляд, это всё следствие неразумной логистики и неуёмного желания обогатиться у отдельных граждан. Причём даже рыба, коей здесь пруд пруди, стоит в магазинах немалых денег, почти столько же, сколько и у нас, в европейской части России. Хотя отчасти столь высокие цены объясняются тем, что все завозимые на полуостров продукты поступают путём авиасообщения, а оно, как известно, само по себе дорогое удовольствие.

Пункт третий. «И о погоде…». На полуострове Камчатка погода непредсказуема. За один день её «настроение» может меняться многократно. Расположение полуострова благоприятствует сильным ветрам, которые продувают его вдоль и поперёк. Зимой наметает очень много снега. Рассказывают даже, что иногда снег засыпает невысокие дома по самые крыши, и тогда жители, дабы выйти куда-либо, вынуждены прокапывать тоннели. Чтобы не возникало проблем с дверьми, их делают открывающимися вовнутрь. Даже летом камчатская погода не балует теплом. Хотя нам повезло. Во время нашего визита стояла аномальная жара. В отдельные дни температура доходила до 32o C, что для этих мест – величайшая редкость.

Природа Камчатки по сравнению с природой средней полосы более насыщена красками и запахами. В лесах и на полях произрастает огромное количество трав и ягод, названия некоторых из них мне не были знакомы ранее.

Пункт четвёртый. И ещё один немаловажный момент. Полуостров Камчатка – место обитания диких медведей. Местные жители даже называют их хозяевами Камчатки, а себя – гостями, зашедшими к ним в дом. Вообще, медведь – довольно опасное животное, обладающее такой силой, что одним ударом лапы перешибает хребет корове. При этом он развивает высокую скорость, так что убежать от него не получится. Единственным средством против этого силача и великана (рост мишек достигает трёх метров и более) может стать то, что человек начнёт издавать громкие звуки: петь песни, разговаривать, кричать (но не от страха, медведи это почувствуют), одним словом, шуметь всеми возможными способами. А уж если Вы оказались лицом к лицу, то есть к морде, с косолапым, важно дать ему понять, что Вы выше и, стало быть, сильнее. Для этого встаньте на мыски и потяните руки вверх. Местные рассказывают, что ежегодно медведи задирают насмерть несколько десятков человек. Так что данная информация не окажется лишней для тех, кто соберётся на полуостров. Впрочем, я уверен, Вас неоднократно снабдят всеми необходимыми сведениями, как только Вы ступите на эту загадочную и прекрасную землю.

Как говорилось выше, на Камчатке у нас была насыщенная программа, каждый день мы ездили на экскурсии, помногу ходили пешком. Так вот, когда наш путь пролегал по местам вероятной встречи с медведями, наши проводники брали с собой ружья для защиты от агрессии лесных жителей.

Но, к счастью, наше знакомство с медвежьей братией ограничилось парой эпизодов, в которых косолапые были лишены возможности причинить нам вред. Во-первых, когда мы сплавлялись по реке Быстрая, один медведь несколько раз выходил на берег и беспокойно наблюдал за нами. И, во-вторых, когда мы ехали на автомобиле к Охотскому морю, медведица с медвежатами перешла дорогу в нескольких метрах от нас.

Этот случай наряду со всем прочим я включил в свой стих, который, не мудрствуя лукаво, назвал «Камчатка» и сейчас предлагаю его Вашему вниманию. А ниже под текстом и стихотворения и видео с моим исполнением Вы найдёте несколько фотографий, сделанных во время поездки.

Камчатка

Край ненастной погоды и сказочных грёз,
Край земли, край далёкой Камчатки.
Полуостров вулканов и странных берёз –
В твоём сердце сплошные загадки.

Здесь бескрайние воды, в них рыбы не счесть.
Здесь и сопки, и горы повыше.
Буйство красок и запахов – всё это здесь,
Снег зимою – по самые крыши.

Здесь места заповедные – райским под стать,
В целом мире не сыщешь такие!
Поздно ночью природа готовится спать:
Лес, равнины и скалы крутые.

А в долине от гейзеров – запах чудной,
Здесь пчела не летит за нектаром.
Осторожно ходите – настил дровяной,
Прямо вверх бьют фонтанчики пара.

Здесь народы различные мирно живут,
Здесь вас встретят, накормят, напоят.
В каждом доме расскажут про быт и уют,
Ляжешь спать – одеялом укроют.

А в лесах много ягод и трав во сто крат.
И животных, конечно же, много.
Вон медведица, в кучку собрав медвежат,
Переходит несмело дорогу.

Здесь богатства несметные в недрах земли,
Есть тут золото с платиной даже!
И учёные тоже работу нашли –
Изучают Камчатку отважно.

На пушистый ковёр разноцветной травы
Выпадают десантом дождинки.
Русский флот защищает границы страны –
Враг едва ль устоит в поединке.

Кто с мечом к нам придёт, от него и умрёт! –
Пусть агрессор запомнит навечно.
Кто с добром к нам придёт, с нами не пропадёт,
Мы друзей приглашаем сердечно.

Реки быстрые чистые воды несут
(Пить их можно – я пробовал, кстати),
И ключи есть горячие – их много тут,
Океанский прибой воды катит.

Край Камчатский – бесценный российский алмаз,
Край медведей, край доброго утра –
Восходящее солнце так радует глаз,
Край счастливых людей – очень мудрых.

Дорогая Камчатка, ты нам дорога,
Наш восточный форпост, наша сила!
Пусть вода омывает твои берега.
Знай: тобою гордится Россия!

А теперь стихотворение «Камчатка» Махортова Алексея читает автор.

Ссылка на видео: youtube.com/watch?v=XLDFmZG-x-E

Фотоальбом

Обратите внимание, что все фотографии в статье «Отчёт об отдыхе на Камчатке» отформатированы по ширине кадра в 500 пикселей. Это сделано, чтобы не увеличивать размер заметки. Если Вы хотите посмотреть и/или скачать полноразмерные снимки, сделать это можно в этом фотоальбоме. Возможно, кому-то пригодится — берите, не жалко. 🙂

Я благодарю Вас за внимание и желаю удачи Вам и Вашим близким!

P.S. Если Вам нужно больше информации по теме, задавайте вопросы в комментариях, я обязательно отвечу.

Просмотров: 467

3 комментария к “Отчёт об отдыхе на Камчатке”

• Елена
    12 ноября, 2016, 21:43
    Цитировать

Наконец-то, появилось что-то новое и очень интересное на блоге счастливого человека! Долго ждали. Спасибо тебе, Алексей, за публикации, которые читаем с большим интересом.А стих «Камчатка» в авторском исполнении — просто супер!!!!!!!!!!Слов нет!!!

• Елена, благодарю Вас за столь тёплый комментарий. На очереди ещё одна публикация, выйдет в ближайшие дни.

• Татьяна
    10 апреля, 2017, 13:31
    Цитировать

Эх, как на Камчатку захотелось. Умеете вы рассказывать. Спасибо за статью!

Оповещать о новых комментариях по RSS .

Оповещать о новых комментариях по RSS